МОАУ "Гимназия № 6"
г. Оренбург
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
    молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное
    взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
    развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Банк заданий

    https://fg.resh.edu.ru/;

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

    https://sdo.edu.orb.ru/index.php

    Мероприятия (функциональная грамотность)

    23 сентября 2021 Марафон функциональной грамотности (Академия Минпросвещения России)

    • Развитие компетенций учителя в области формирования естественнонаучной грамотности школьников
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках физики
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках химии
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии

    Смотреть

    30 сентября 2021 года Марафон формирования математической грамотности (Академия Минпросвещения России)

    Смотреть 

    7 октября 2021 года Марафон читательской грамотности (Академия Минпросвещения России)

    • Дощинский Р.А. «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка».
    • Табаровская К.А. «Социальные аспекты чтения: разбор заданий по формированию читательской грамотности».
    • Пономарева Е.В. «Формирование читательской грамотности на уроках литературы».
    • Пудовина Е.И. «Задания межпредметного учебного содержания и формирование читательской грамотности».

     Смотреть

    Дополнительные материалы

    7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников

    Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

    Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах

    Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?

    Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности

    Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»

    Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»

    Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»

    Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie