Приказ Министерства образования Оренбургской области от 09.03.2023 № 01-21/285 "Об организации и проведении обязательного зачета для обучающихся 4-х, 9-х и 10-х классов по физической культуре в 2022-2023 учебном году" (Читать ->)
Приложение
Рекомендации
по организации и проведению регионального обязательного зачета по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4-х, 9-х, 10-х классов общеобразовательных организаций области
в 2022/2023 учебном году
Для организации и проведения обязательного зачета по физической культуре утверждается состав комиссии: председатель комиссии - директор общеобразовательной организации (или один из его заместителей); члены комиссии - учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель биологии, врач (медицинский работник).
Перед проведением зачета проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении практической части, что фиксируется в книге регистрации по технике безопасности.
Зачет по физической культуре состоит из двух частей: практической и теоретической.
Сдача практической и теоретической части зачета соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования по учебному предмету «Физическая культура».
В целях сохранения здоровья детей перед началом практической части обязательно проводится осмотр обучающихся медицинским работником, результаты которого фиксируются в справке о допуске обучающихся к зачету согласно приложению № 5 к рекомендациям. Присутствие медицинского работника во время зачета обязательно.
При проведении зачета по решению муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, возможно объединение нескольких общеобразовательных организаций (далее - ОО) на базе опорных (базовых) школ, формирование независимой аттестационной комиссии. Присутствие учителя физической культуры на зачете обязательно.
Обучающиеся, занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах и имеющие спортивные разряды по видам спорта, от зачета не освобождаются. Теоретическая и практическая части зачета сдаются ими на общих основаниях.
Обучающиеся школ, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (подгруппа «А»), сдают зачеты на общих основаниях.
Обучающимся, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (подгруппа «Б»), необходимо предоставить справки, с указанием подгруппы для занятий физической культурой (совместное письмо Департамента образования Оренбургской области и Главного управления здравоохранения Оренбургской области от 21.01.2005 № 01/18-50).
Обучающиеся специальной медицинской группы подгруппы «Б» сдают теоретическую часть зачета и комплекс упражнений по заболеванию.
Сдача обучающимися только теоретической части зачета не допускается.
Результаты сдачи зачета заносят в соответствующий протокол (приложения № 2, № 3, № 4 к рекомендациям).
Инвентарь и оборудование, используемые для проведения обязательного зачета, должны быть сертифицированы. Для проведения гимнастики необходимо использовать полужесткие гимнастические маты, сверху - мягкие маты. В баскетболе для обучающихся 4-х классов используется мяч № 3, для обучающихся 9-х классов - мяч № 6.
Примечание: Отчет о результатах зачета по физической культуре необходимо направить в отдел общего и дошкольного образования министерства образования Оренбургской области до 2 июня 2023 года по форме (приложения № 2, № 3, № 4к рекомендациям).
Обязательный зачет в 9-х классах
Инструкция к выполнению задания
Зачет по физической культуре для обучающихся 9 классов состоит из двух частей: практической и теоретической. Практическая и теоретическая части зачета сдаются по билетам. Каждый билет состоит из трех вопросов.
Первый вопрос - теоретический. Обучающийся должен показать знание определения понятий, составляющих содержание данного понятия, методов воспитания физических качеств, самоконтроля, самостоятельной организации физкультурной деятельности.
Второй вопрос - практический. Обучающиеся должны составить и показать комплексы упражнений, направленных на решение двигательных задач.
Третий вопрос - практический. Обучающиеся должны показать сформированность двигательных умений и навыков в гимнастике.
Максимально возможное количество баллов за задание - 15.
Оценивание видов испытаний:
15 - 13 баллов - «отлично»,
12 - 11 баллов - «хорошо»,
10 - 9 баллов - «удовлетворительно»,
8 и ниже баллов - «неудовлетворительно».
Билет № 1
1. Физическое качество «сила».
2. Баскетбол. Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски, атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 2
1. Физическое качество «выносливость».
2. Использование средств видов спорта для воспитания специальной выносливости.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 3
1. Физическое качество «гибкость».
2. Использование средств общей физической подготовки для воспитания гибкости.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 4
1. Развитие физического качества «ловкость».
2. Использование средств игровых видов спорта для воспитания ловкости.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 5
1. Развитие физического качества «быстрота».
2. Использование средств подвижных игр для воспитания быстроты.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 6
1. Формы организации физкультурно-спортивной деятельности.
2. Баскетбол. Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски, атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 7
1. Формы организации физкультурно-спортивной деятельности.
2. Баскетбол. Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски, атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 8
1. Здоровый образ жизни.
2. Утренняя гигиеническая гимнастика в режиме дня (показать комплекс упражнений).
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 9
1. Здоровый образ жизни.
2. Выполнение тестов на координацию (челночный бег).
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 10
1. Личная гигиена в формировании здорового образа жизни.
2. Малые формы организации двигательной активности.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 11
1. Основные правила оздоровительной тренировки.
2. Комплекс упражнений для формирования телосложения.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 12
1. Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями.
2. Комплекс упражнений для формирования осанки.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 13
1. Основные правила организации самостоятельных занятий.
2. Комплекс упражнений для профилактики ожирения.
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 14
1. Физическая нагрузка. Самоконтроль.
2. Баскетбол. Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски, атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Билет № 15
1. Физическое развитие. Оценка показателей физического развития.
2. Баскетбол. Показать основные технические приемы: ведение, передачи, штрафные броски, атака кольца (комбинацию разрабатывает учитель).
3. Гимнастика с основами акробатики (приложение 1.1).
Критерии оценивания обучающихся по первому вопросу
Оценка/ балл |
Примерные требования к оценке знаний |
«Отлично» («5») |
- обучающийся демонстрирует глубокие знания, умеет выделять главные положения в изученном материале, логично излагать. В ответах отсутствуют ошибки и недочеты, при устных ответах устраняются отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя. |
«Хорошо» («4») |
- обучающийся демонстрирует знание изученного программного материала, выделяет главные положения в изученном материале. В ответах имеются незначительные (негрубые) ошибки и недочеты или нарушена определенная последовательность ответа. |
«Удовлетво- рительно» («3») |
- обучающийся демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, испытывает затруднение при самостоятельном рассказе, нуждается в необходимости незначительной помощи учителя; затрудняется отвечать на видоизмененные вопросы. В ответах - наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. |
«Неудовлет-ворительно» («2») |
- обучающийся демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. В ответах - наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала или полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков. |
Критерии оценивания обучающихся по второму вопросу
Оценка/балл |
Примерные требования к оценке умений осуществлять физкультурную деятельность |
«Отлично» («5») |
- обучающийся без ошибок выполняет все технические действия, умеет: организовывать режим дня, утреннюю гимнастику, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и т.д.; самостоятельно организовать места занятий физическими упражнениями с учетом требований их безопасности; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; наблюдать и осуществлять контроль за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями развития основных физических качеств. |
«Хорошо» («4») |
- обучающийся умеет то же, что и на оценку «отлично», но выполняет все с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств (не менее 75% от общего объема требований) |
«Удовлетво- рительно» («3») |
- обучающийся выполняет не менее 50% от всех видов самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, предусмотренных программой, использует помощь учителя |
«Неудовлет-ворительно» («2») |
- обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов, представленных в требованиях на оценку «удовлетворительно» |
Критерии оценивания обучающихся по третьему вопросу:
Соответствие количества баллов, набранных обучающимися при выполнении гимнастики с элементами акробатики, с оценками:
10,0 - 8,0 баллов - «отлично» («5»);
7,9 - 6,9 баллов - «хорошо» («4»);
6,0 - 5,0 баллов - «удовлетворительно» («3»);
4,9 - и ниже баллов - «неудовлетворительно» («2»).
Приложение 1.1.
Задания по разделу «Гимнастика с основами акробатики»
для обучающихся 9 класса
Испытуемый после того, как его вызвали, поднимает выпрямленную руку вверх, что сообщает о его готовности выполнить упражнение. Ожидает команду «Можно!», после чего выполняет комбинацию.
№, п/п |
Содержание |
Баллы |
1 |
И. п. – основная стойка |
|
2 |
Шагом одной ногой, равновесие на правой (левой), руки в стороны |
1 |
3 |
Кувырок вперед в стойку на лопатках (держать) |
1 |
4 |
Перекат вперед в сед углом (держать) |
1 |
5 |
Из положения лежа на спине - «мост» (держать) |
1 |
6 |
Поворот направо(налево) кругом в упор присев (девушки), в упор лежа (юноши) |
0,5 |
7 |
Кувырок назад, прыжок с поворотом на 1800 |
1 |
8 |
Махом одной, толчком другой, переворот боком, приставить ногу |
1 |
9 |
Махом одной, толчком другой переворот боком с поворотом на 90° |
1 |
10 |
Приставляя ногу в положение «старт пловца» |
0,5 |
11 |
Кувырок прыжком, поворот на 3600 |
2 |
Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Максимально возможная оценка - 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитывается сбавка согласно следующей классификации:
1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) - от 0,5 баллов до полной «стоимости» элемента:
- выполнение в другом положении или другим способом - 0,5 баллов - «невыполнение».
2. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) - от 0,1 балла до 0,4 баллов:
- не оттянуты носки - 0,1 - 0,2 балла;
- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) - 0,2 - 0,3 баллов;
- согнуты ноги - 0,3 - 0,4 баллов.
Обязательный зачет в 4-х и 10-х классах
Оценивание выполнения испытаний.
Выставление отметки обязательного зачета в 4-х, 10-х классах.
Обучающийся должен набрать за все виды технической подготовки (по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике с основами акробатики):
25 - 20 баллов - «отлично»,
19 - 15 баллов - «хорошо»,
14 - 12 баллов - «удовлетворительно»,
11 и ниже баллов - «неудовлетворительно».
Выставление отметки обязательного зачета в 10-х классах.
Обучающийся должен набрать за все виды технической подготовки (по гимнастике, комплексу упражнений):
10 - 9 баллов - «отлично»,
8 - 7 баллов - «хорошо»,
6 баллов - «удовлетворительно»,
5 и ниже баллов - «неудовлетворительно».
В программе обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов:
- определение сформированности основ технических умений и навыков в легкой атлетике, баскетболе, гимнастике с основами акробатики.
Тест 1.
«Комбинированное выполнение специально-беговых упражнений».
Назначение: оценка освоения навыков бега.
Оборудование: 4 фишки; свисток.
Процедура: тест выполняется на волейбольной площадке, по углам которой расположены 4 фишки. По сигналу обучающийся выполняет бег с высоким подниманием бедра от первой фишки до второй (15-16 м); от второй фишки до третьей бег с захлестыванием голени назад (9-10 м); от третьей до четвертой фишки - прыжки в шаге (16-18м); от четвертой до пятой фишки бег приставными прыжками: 3 правым боком, поворот, 3 левым боком (9-10 м).
Дается одна попытка.
Отметка выставляется по окончании задания.
«Отлично» - обучающийся выполняет задание на передней части стопы. При беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге опорная нога выпрямлена в коленном суставе; маховая нога согнута, бедро параллельно опоре. При беге с захлестыванием голени опорная нога выпрямлена, маховая - активно сгибается, пятка двигается под ягодицу, подошва ноги - вверх. При передвижении правым и левым боком прыжки примерно одной длины с активным отталкиванием вверх-вперед. Во всех упражнениях руки согнуты в локтевых суставах. В беге с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени, прыжках в шаге руки двигаются как при беге - в передне-заднем направлении в перекрестной координации. В беге приставными прыжками руки двигаются «на взлет», вперед-вверх одновременно с отталкиванием. Положение туловища составляет беговой наклон 85 градусов.
«Хорошо» - обучающийся выполняет задание с незначительными ошибками. Нарушается ритм движения. При прыжках в шаге носок оттянут, не «взят на себя». Руки немного согнуты. Незначительное отклонение туловища, недостаточная работа рук в переднее - заднем направлении (работа поперек туловища).
«Удовлетворительно» - обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не во всех упражнениях удерживается на передней части стопы. В беге с высоким подниманием бедра, в прыжках в шаге опорная нога полностью не выпрямляется. В беге с захлестыванием голени не до конца сгибает маховую в коленном суставе. Руки в упражнениях почти выпрямлены или согнуты, но прижаты к туловищу. Положение туловища с большим отклонением от вертикали.
«Неудовлетворительно» - обучающийся выполняет задание с грубыми ошибками: передвигается с пяток, опорную ногу не выпрямляет в коленном суставе. Упражнение выполняется на согнутых ногах. Движение рук и ног не согласовано. Положение туловища отклонено сильно назад или наклонено сильно вперед. В беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге бедро маховой ноги не удерживается в параллельном опоре положении. В беге с захлестыванием голени маховая нога мало сгибается в коленном суставе. Руки выпрямлены. Положение головы неестественное: либо очень низко опущен подбородок – ученик смотрит вниз, либо очень высоко поднят – голова наклонена назад.
Тест 2.
«Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Назначение: оценка освоения навыков прыжков в длину с разбега.
Оборудование: 3 гимнастических мата;
Процедура: обучающийся самостоятельно отмеряет разбег. С 6-8 беговых шагов (средний разбег) обучающийся выполняет прыжок в длину способом «согнув ноги». Дается три попытки.
Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех отметок в зачет идет средняя.
«Отлично» - обучающийся уверенно выполняет разбег с 6 или 8 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы, скорость набирается плавно к месту отталкивания. Движение рук согласованно с движением ног, Отталкивание выполняется вперед-вверх. В фазе полета двигательные действия обучающегося обеспечивают равновесие тела и далекое «выбрасывание» ног при приземлении.
«Хорошо» - обучающийся выполняет задание с незначительными ошибками. Не согласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук при отталкивании. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.
«Удовлетворительно» - обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег с 6-8 беговых шагов: шаги либо растягивает, либо укорачивает; не согласованно работают руки и ноги, выполняет бег с пяток. Отталкивание производит под очень низким углом. Приземляется на выпрямленные ноги.
«Неудовлетворительно» - обучающийся не может выполнить прыжок в длину способом «согнув ноги» с 6-8 беговых шагов.
Тест 3.
«Метание теннисного мяча с места в стену, из положения стоя боком в направлении метания с расстояния 6 м».
Назначение: оценка овладения навыками метания малого мяча.
Оборудование: теннисные мячи - 3 штуки, фишки - 2 штуки, мел.
Процедура: отмерить 6 м от стены. Мелом прочертить линию, поставить ограничения (фишки) по ширине для метания - 10 м. Из и. п. - стоя боком в направлении метания выполнить бросок теннисного мяча в стену. Бросок выполнять в полную силу так, чтобы мяч после отскока летел как можно дальше. Дается три попытки.
Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех отметок в зачет идет средняя («5»; «4»; «3»). При двух одинаковых отметках в зачет идет одна из них («5»; «3»; «3»).
«Отлично» - обучающийся правильно выполняет исходное положение, оставляя себе место до линии для остановки после броска. Движение начинается с ног, последовательно включаются все звенья тела, заканчивается броском метающей руки. Обучающийся активно выполняет положение «захвата снаряда», метающая рука двигается над плечом. Левая рука находится перед грудью, в согнутом положении, бросок заканчивается мощным движением – «рывком» - о чем свидетельствует хороший отскок от стены (примерно в линию, где стоит обучающийся, и дальше). Обучающийся после броска не наступает на линию выброса снаряда.
«Хорошо» - обучающийся выполняет задание с незначительными ошибками: напряженное держание мяча, закрепощенность метающей руки; ранний поворот оси плеч при захвате снаряда, раннее движение туловищем вперед.
«Удовлетворительно» - обучающийся выполняет бросок сбоку из-за раннего движения метающей руки. Бросок выполняется только одной рукой. Обучающийся не умеет разгонять снаряд, прикладывая к нему силу, что отражается в слабом отскоке. Левая рука не участвует в процессе метания.
«Неудовлетворительно» - обучающийся наступает или заступает за линию выброса снаряда во время или после броска. Принимает и. п. - стоя на выпрямленных ногах, метающую руку не выпрямляет или очень низко опускает. Не может выполнить положение «захвата» снаряда. Мяч не долетает до стены.
Тест 4.
Диагностика технической подготовленности обучающихся 4-х классов по спортивным играм (баскетбол).
Общие требования к оценке технической подготовленности школьников.
Оборудование: упражнение выполняется на площадке со специальной разметкой для игры в баскетбол, мяч баскетбольный, фишки - ориентиры.
Выполнение и содержание тестового упражнения («владение мячом»).
Испытуемый находится за лицевой линией с мячом в руках (с левой стороны от щита) лицом к средней линии.
В беге выполняет ведение мяча правой рукой по прямой до средней линии. Выполнив остановку, продолжает ведение шагом правой рукой до игрока № 1 (на штрафной линии). Находясь на расстоянии 2-х метров от него, передает мяч, ускоряется, получает обратную передачу, останавливается в ограниченной зоне с правой стороны от щита, выполнят удар в щит, ловит мяч и с ведением правой рукой движется к фишкам (5 штук, расположенных на одной линии вдоль боковой на расстоянии 2 м друг от друга) и, выполняя «змейку», обводит фишки то левой, то правой рукой. Двигаясь по прямой с ведением правой рукой, пересекает лицевую линию. Упражнение считается законченным.
Оценка выполнения технических элементов владения мячом:
Ведение мяча:
«Отлично» - нет потери мяча, осуществляется постоянный контроль мяча.
«Хорошо» - мяч поднимается до уровня груди и выше.
«Удовлетворительно» - «хлопанье» по мячу кистью, мяч постоянно отстает от игрока (в движении).
«Неудовлетворительно» - мяч поднимается до уровня груди и выше, кистью хлопанье по мячу, мяч постоянно отстает от игрока (в движении), постоянно взгляд на мяч.
Передача двумя руками:
«Отлично» - нет потери мяча и замечаний, указанных ниже,
«Хорошо» - отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча),
«Удовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча.
«Неудовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча – отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча) мяч летит неточно (с большим отклонением от игрока, получающего мяч).
Ловля мяча:
«Отлично» - нет потери мяча.
«Хорошо» - руки не вытянуты навстречу мячу.
«Удовлетворительно» - руки вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется об грудь (кисти мяча не касаются, ловит мяч предплечьем - как вратарь).
«Неудовлетворительно» - руки не вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется о грудь, потеря мяча.
Тест 5.
Организация и методика диагностики технической подготовленности по гимнастике с основами акробатики.
Опорный прыжок:
Содержание теста: опорный прыжок через козла в ширину, h = 100 см (мальчики и девочки).
Вскок в упор стоя на коленях, взмахом руками соскок прогнувшись.
Максимально возможная оценка - 10 баллов.
За выполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз прыжка, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей классификации:
1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) - от 0,5 б. до полной «стоимости» элемента:
- наскок на мост в не толчковую зону - 0,5 б.;
- отталкивание поочередной постановкой ног (если не предусмотрено техникой) - 0,5 - 0,7 б.;
- отсутствие замаха (если предусмотрено техникой) - 0,5 - 1,5 б.;
- положение туловища над снарядом - 0,7 - 1,0 б.;
- постановка и толчок руками - 0,5 б. – «невыполнение»;
- падение в приземлении - 0,7 б. - «невыполнение».
2. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) - от 0,1 б. до 0,4 б.
- не оттянуты носки - 0,1 - 0,2 б.;
- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) - 0,2 - 0,3 б.;
- согнуты ноги - 0,3 - 0,4 б.;
- ошибки приземления - 0,1 - 0,4 б.
Гимнастика с элементами акробатики (мальчики и девочки):
И. п. – о. с. |
|
- стойка на носках, руки вверх – в стороны |
0,5 |
- шаг правой (левой) равновесие (держать) |
2,0 |
- приставляя ногу упор присев – кувырок назад в упор присев |
0,5 |
- перекатом назад стойка на лопатках (держать) |
2,0 |
- перекат вперед в упор присев |
1,0 |
- стойка руки в стороны, боковое равновесие |
2,0 |
- основная стойка, шаг, наскок, прыжок с поворотом на 1800 прыжок прогнувшись, руки вверх – в стороны |
2,0 |
Максимально возможная оценка – 10 баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей классификации:
1. Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) - от 0,5 б. до полной «стоимости» элемента.
- выполнение в другом положении или другим способом - 0,5 б. - «невыполнение»;
- выполнение в неопределенном положении – «невыполнение».
2. Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) - 0,1 - 0,2 б.
- не оттянуты носки - 0,1 - 0,2 б.;
- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) - 0,2 - 0,3 б.;
- согнуты ноги - 0,3 - 0,4 б.;
Баллы, полученные в опорном прыжке и гимнастике с элементами акробатики, суммируются и переводятся в отметку:
20,0 - 16,0 баллов - «отлично»;
15,9 - 12,0 баллов - «хорошо»;
11,9 - 10,0 баллов - «удовлетворительно»;
Ниже 10 баллов - «неудовлетворительно».
В программе обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для обучающихся 10-х классов (юноши и девушки):
- выполнение групповых вольных упражнений,
- комплекс упражнений, составленный обучающимся из предложенного перечня заданий, с обязательным теоретическим обоснованием методики составления данного комплекса.
Тест 1.
Групповые вольные упражнения (девушки).
Выполняются с музыкальным сопровождением.
И. п. - основная стойка.
I.
1 - встать на носки, руки вверх, ладони вперёд;
2 - полуприсед, правую руку в сторону, левую руку вперед;
3 - встать на носки, руки вверх, ладони вперед;
4 - полуприсед, левую руку в сторону, правую руку вперед;
5 - встать, отставляя левую, поворот туловища направо, правую руку в сторону, левую руку на пояс;
6 - стойка ноги врозь, руки на пояс;
7 - наклон вправо, левую руку вверх;
8 - выпрямиться, приставляя левую, руки вверх.
II.
1 - правую (левую) назад на носок, руки в стороны;
2 - равновесие на левой (правой);
3 - 4 - держать;
5 - выпрямляясь, правую (левую) назад на носок, руки в стороны;
6 - шаг правой (левой) вперед, правую (левую) руку перед грудью;
7 - одновременный поворот на 360˚, сгибая свободную ногу вперед, руки к плечам;
8 - стойка ноги врозь, руки в стороны.
III.
1 - наклон вперед с поворотом туловища направо, руки в стороны (правой рукой коснуться стопы левой ноги);
2 - поворот туловища налево;
3 - наклон вперед, руки скрестно, (кистями коснуться разноименных стоп);
4 - выпрямиться, руки перед грудью;
5 - встать на левую, правую в сторону, руки в стороны;
6 - выпад вправо, руки вверх;
7 - дугою внутрь, правую руку в сторону;
8 - дугою внутрь, левую руку в сторону.
IV.
1 - выпад влево, дугою к низу правую руку влево и
2 - наклон вправо, руки вверх;
3 - встать на левую, правую в сторону, дугою внутрь, левую руку в сторону;
4 - приставить правую;
5 - правую назад, руки вверх и
6 - приставляя правую, полуприсед с полунаклоном, руки назад («старт пловца»)
7 - прыжок вверх прогибаясь;
«и» - доскок;
8 - встать, руки вверх.
V.
1 - упор присев на правой, левую в сторону на носок;
2 - прыжком сменить положение ног;
3 - поворот направо в сед согнув левую;
4 - сед согнув ноги;
5 - сед углом;
6 - руки в стороны;
7 - 8 - держать;
VI.
1 - сед, руки вверх;
2 - наклон вперед;
3 - 4 - держать;
5 - лечь на спину, руки вверх;
6 - поворот направо кругом в положение лежа прогнувшись, руки в стороны;
7 - упор лежа на согнутых руках;
8 - выпрямить руки, прогнуться.
VII.
1 - сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;
2 - упор стоя на прямом колене, мах левой назад;
3 - сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;
4 - упор стоя на левом колене, мах правой назад;
5 - сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;
6 - толчком, упор присев
7 - выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись;
8 - выпрямиться, руки вверх.
VIII.
1 - сгибая правую вперед и опуская руки к плечам, коснуться локтем левой руки колена правой ноги;
2 - приставляя правую, руки вверх;
3 - тоже к левой ноге;
4 - приставляя левую, руки в сторону;
5 - мах правой в сторону, руки в сторону;
6 - приставить правую, руки вверх;
7 - мах левой в сторону, руки в стороны;
8 - приставляя левую, руки вверх - наружу.
Тест 1.
Групповые вольные упражнения (юноши).
Выполняются с музыкальным сопровождением.
И. п. - основная стойка
I.
1 - встать на носки, руки назад;
2 - дугами книзу, руки вперед;
3 - руки в стороны;
4 - руки вверх;
5 - дугою внутрь, правую руку в сторону;
6 - дугою внутрь, левую руку в сторону;
7 - дугами книзу руки вверх-наружу;
8 - отставляя правую в сторону, руки на пояс.
II.
1 - поворот туловища направо, правую руку в сторону;
2 - стойка ноги врозь, руки на пояс;
3 - поворот туловища налево, левую руку в сторону;
4 - приставляя левую, руки на пояс;
5 - правую в сторону, руки в стороны;
6 - выпад вправо, руки на пояс;
7 - встать на левую, правую в сторону, руки в стороны;
8 - приставляя правую, упор присев.
III.
1 - встать, руки вверх;
2 - правую в сторону на носок, руки к плечам;
3 - наклон вправо, левую руку вверх, правую руку на пояс;
4 - выпрямиться в стойку ноги врозь, руки вверх;
5 - круг руками влево;
6 - сгибая правую, наклон влево;
7 - встать на левую, правую в сторону, дугою внутрь правую руку в сторону, «и» - приставляя правую, руки вниз;
8 - руки вверх.
IV.
1 - левую на шаг в сторону, дугами вправо, руки в стороны;
2 - наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны;
3 - упор стоя согнувшись;
4 - прыжком упор присев;
5 - перекат назад в стойку на лопатках;
6 - 7 - держать;
8 - перекат вперёд в упор присев.
V.
1 - встать, левую назад на носок, руки в стороны;
2 - равновесие на правой;
3 - 4 - держать;
5 - из основной стойки, левую назад на носок, руки в стороны;
6 - левую в сторону на носок, согнуть правую перед грудью;
7 - одноимённый поворот на 3600 на носке, левую назад, руки в стороны;
8 - стойка ноги врозь¸ руки в стороны.
VI.
1 - прыжком упор присев;
2 - упор лёжа;
3 - поворот направо кругом в упор лёжа сзади;
4 - сед;
5 - сед углом;
6 - руки в стороны;
7 - 8 - держать.
VII.
1 - поворот налево кругом в упор лёжа на согнутых руках;
2 - сед на пятках с наклоном вперёд, руки вверх;
3 - перекат согнувшись вправо ноги врозь;
4 - стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны;
5 - перекат согнувшись влево ноги врозь;
6 - стойка на правом колене, левую в сторону на носок;
7 - упор присев;
8 - встать, руки вверх, ладони вперёд.
VIII.
1 - мах правой в сторону, руки в стороны;
2 - приставить правую, руки вверх;
3 - мах левой в сторону, руки в стороны;
4 - приставлять левую, руки вверх;
5 - наклон вперёд;
6 - упор присев;
7 - прыжок вверх прогнувшись ноги врозь
«и» - доскок;
8 - встать, руки вверх-наружу.
Тест 2. Составление комплекса упражнений с гантелями (девушки, юноши).
Используя предлагаемые упражнения на различные группы мышц, обучающийся самостоятельно должен составить комплекс упражнений (не менее 10 упражнений) на основе методики и показать его. Масса гантелей не должна превышать 5-ти кг.
I. Мышцы груди.
1. Подъём гантелей вперёд (фронтальная часть дельты).
2. Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть).
3. Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).
II. Бицепсы.
1. Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя) хват снизу, сверху, одной рукой с опорой локтя о колено, попеременно.
2. Сидя на наклонной скамье, сгибание рук с гантелями, хват внутрь, вперед.
III. Трицепсы.
1. Выпрямление рук вверх с гантелью (сидя, стоя) двигается только предплечье.
2. Лежа на скамье выпрямление рук, хват гантелей ладонями внутрь.
3. Выпрямление одной руки назад в наклоне, плечо фиксировано горизонтально.
IV. Мышцы спины.
1. Тяга к поясу, в наклоне, другая рука в упоре.
2. Отведение гантелей назад вверх в наклоне.
V. Грудные мышцы.
1. Разведение рук с гантелями, лежа на горизонтальной скамье.
2. Отведение выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной доске.
3. Жим тяжёлых гантелей.
VI. Мышцы живота.
1. Подъём туловища из положения лежа, руки с гантелями за головой.
2. Подъём ног из положения лежа.
VII. Разгибание спины.
1. Наклон вперёд, гантели в руках за головой.
VIII. Мышцы бедра.
1. Присед, руки с гантелями у плеч.
2. Сидя на высокой скамье выпрямить ногу с гантелью, закрепленной к ступне.
IX. Мышцы голени.
1. Подъём на носки, стоя на бруске.
2. Подъём на носок одной ноги, гантель внизу.
X. Упражнения на растяжку.
Оценивание выполнения тестов
Тест 1 (девушки, юноши)
При выполнении вольных групповых упражнений оценивается каждый обучающийся из 10 баллов.
Снижение баллов за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые участками.
1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений |
до 0,2 балла каждый раз |
2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела |
до 0,2 балла каждый раз |
3. Явное невыполнение элемента (движения) |
0,4 балла за каждое |
4. Явно выраженная потеря равновесия (падение) |
0,4 балла с каждого участника |
Ошибки исполнения и композиции могут быть следующими:
мелкие |
0,1 балла |
средние |
0,2 балла |
грубые |
0,4 балла |
Оценка исполнения.
А. Снижение баллов нарушение композиционной целостности упражнения.
1. Несогласованность движений с темпо - ритмом музыкального сопровождения |
до 0,2 балла за каждый эпизод |
2. Несогласованное выполнение движений гимнастики |
до 0,2 балла за каждый эпизод |
В. Снижение баллов за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые отдельными участками.
1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений |
до 0,2 балла каждый раз |
2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела |
до 0,2 балла каждый раз |
3. Явное невыполнение элемента (движения) |
0,4 балла за каждое |
4. Явно выраженная потеря равновесия (падение) |
0,4 балла с каждого участника |
Тест 2 (девушки и юноши)
Ошибки исполнения могут быть следующими:
мелкие |
0,1 балла |
средние |
0,2 балла |
грубые |
0,4 балла |
Тест 3 (девушки и юноши)
До начала выполнения теста 3 или после, обучающийся теоретически обосновывает методику составления и выполнения комплекса.
Ответ оценивается с позиции профессиональной компетентности учителя по пятибалльной шкале.