Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
Мероприятия (функциональная грамотность)
23 сентября 2021 Марафон функциональной грамотности (Академия Минпросвещения России)
- Развитие компетенций учителя в области формирования естественнонаучной грамотности школьников
- Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
- Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках физики
- Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках химии
- Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии
Смотреть
30 сентября 2021 года Марафон формирования математической грамотности (Академия Минпросвещения России)
7 октября 2021 года Марафон читательской грамотности (Академия Минпросвещения России)
- Дощинский Р.А. «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка».
- Табаровская К.А. «Социальные аспекты чтения: разбор заданий по формированию читательской грамотности».
- Пономарева Е.В. «Формирование читательской грамотности на уроках литературы».
- Пудовина Е.И. «Задания межпредметного учебного содержания и формирование читательской грамотности».
Дополнительные материалы
7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах
Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?
Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности
Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»
Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности